логопед, детский логопед, логопедический массаж

студии
акции

АКЦИИ В КЛУБАХ

 

Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения


Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного  звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением  зачастую  нарушено полноценное  общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.

Коррекцией звукопроизношения я занимаюсь  на протяжении всего периода логопедической  работы. Она пронизывает всю коррекционную работу в дошкольных учреждениях. Владение методикой постановки звуков является  одной из главных составляющих профессионализма логопеда. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева и другие.  Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения  у детей. Определена  последовательность в работе над звуком.

Богомолова А.И. рекомендует проводить постановку звука в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребенка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом   появления  звуков в онтогенезе: свистящие, шипящие, соноры.  Авторы не рекомендуют  брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется  прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют  одновременно  работать над  трудными звуками «р», «ш», потому что это ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению.

Соблюдая в работе системность и комплексный подход, работая  параллельно над развитием мелкой моторики рук и тренировкой слухового восприятия, используя массаж и медикаментозное лечение, почти каждый логопед  испытывает трудности, так как с каждым годом все больше детей со сложными, стойкими нарушениями. Нередко один ребенок имеет три диагноза: псевдобульбарная дизартрия, гипердинамический синдром, задержка психического развития. Слаба замыкательная функция коры головного мозга, трудно формируются условно-рефлекторные связи, слаб контроль за своей речью. Постановка  звука, автоматизация  и дифференциация  растягиваются на длительные сроки. Со стороны родителей зачастую помощь минимальная, часто бытует мнение: «Подрастет – сам научиться».  В детских садах  на логопунктах  численность детей высокая - 25 и больше. Хотя на логопункте  предполагается  коррекция легких речевых нарушений, наяву же, большая половина детей имеют по 2-3 диагноза, поставленных в Медико-педагогическом центре. Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать  и над другими сторонами речи. Поставленные  в такие сложные условия, логопеды ищут наиболее эффективные пути обучения  ребенка, нередко нарушая  «логопедические постулаты». Приходиться при сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку  у каждого ребенка индивидуален. Поэтому я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками. В игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку.  Сразу проясняется картина, видна возможность  постановки того или иного звука. Вырисовывается  план работы: какой звук  ставить в первую очередь, а который потом. Чаще первым получается  звук «Л». Ставя его  и закрепляя в речи, одновременно работаю над формированием  артикуляционного уклада остальных звуков. Не происходит  взаимного торможения движений органов артикуляции. Так, при одновременной постановки нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом. Над трудными звуками «Р», «Ш» тоже работаю одновременно, учитывая, что  их артикуляционные  уклады очень близки. Отрабатывая  артикуляционные упражнения на два этих звука, пробую  их постановку. Как только «пошел» один из звуков, начинаю его закреплять, а другой продолжаю вызывать. Если у ребенка  свистящие межзубные, то их постановкой и автоматизацией  занимаюсь в последнюю очередь, так как  они очень долго автоматизируются и чаще остаются на стадии «кабинетной речи».
Особое внимание  заслуживает увулярный звук «Р». Хотя он не влияет на письменную речь, желательно  над этим звуком тоже работать. Надо дать ребенку шанс, поставить ему этот звук, так как примерно 20% детей берут его в спонтанную речь. Чаще это бывает в тех случаях, когда мягкий звук  произносится верно, а твердый искаженно.
При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляции. «Хоботок» - рука в щепотке, «Горка» - кисть  руки принимает форму горки, «Чашечка» - две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука «Л» имитируем  движение языка к зубам при помощи  его ладони и моих пальцев, которые выполняют роль его зубов. При постановке звука «Р» имитируем  пальцами вибрацию переднего края  чашечки и т.д.
Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю игровые приемы, стараюсь обыграть каждое упражнение. Например, при постановке звука «Л»  рассказываю ребенку про то, как любопытный язычок попал в капкан хвостиком, а потом с силой  выдернул его. Кончик  языка, зажатый зубами, с силой выдергивается – слышится отчетливый звук «Л».  При выполнении  упражнения «Заборчик», говорю ребенку, что на его заборчик сели разные птицы: сердитая ворона, драчливый воробей, красивая ласточка,  осторожная  трясогузка и т.д. При выполнении упражнения «Грибок», рассказываю ребенку, что под его красивый грибок бегут, ползут, летят прятаться от дождя насекомые: муравей, бабочка, гусеница и так до  10. Дождь идет, а грибок растет все выше и выше. При выполнении  упражнения «Чашечка» рассказываю о том, какие  смешные котята бегут пить молоко  из его чашечки: серенький, рыженький, пестренький, беленький с голубыми глазами и т.д. Эти приемы помогают  удерживать  статическую позу, ребенку весело и интересно, он меньше устает. При постановке звука «Р»  при помощи детской резиновой соски  от фрикативного звука  заводим  моторчик  у жука (от звука «ж») и у осы (от звука «з»). При шипящем или боковом сигматизме, когда к звуку надо  «идти»  от межзубного  положения языка, играем с ребенком  в игру «Шепелявый  язычок».  Показываю ребенку, как  смешно получается, если сказать слоги, а затем слова, просунув язык между зубами.  Затем предлагаю ребенку  произнести также.  Если у ребенка не получается межзубное произношение, то пробуем межгубное, автоматизируем его в словах, а затем снова возвращаемся к межзубному. Когда звук  окрепнет, «соскальзываем» на нужную артикуляцию.
В работе над коррекцией звукопроизношения использую зрительный контроль посредством зеркала, но главное предпочтение  отдаю кинестетическим ощущениям ребенка. Использую его способность подражать, глядя не в зеркало, а на органы артикуляции учителя-логопеда и при  воспроизведении артикуляционного упражнения  ориентироваться только  свои мышечные  ощущения. Логопедическая практика свидетельствует о том, что этот прием эффективен.
Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии  хорошо воспринимается материал, стараюсь каждому занятию  придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого  при автоматизации звуков использую разнообразные игровые ситуации. Именно благодаря тому, что  педагог общается во время игры с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей. Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, фантазию, воображение, помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Игра позволяет сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Дети очень любят исправлять «ошибки» допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных героев, помогать, выручать, выступать в какой-либо роли. Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, повышает эффективность коррекционной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.
Практика подтверждает эффективность  этих приемов: ускоряются сроки автоматизации звуков, снижается утомляемость, повышается эмоциональная заинтересованность ребенка. Дети поступают в школу со сформированным  звукопроизношением. 

Учитель-логопед
клуба в г. Северодвинске
Шабалихина Е.Г.

 

Детский сад

Детский сад летом Круглосуточный Детский Сад Садик в Петергофе Садик в Северодвинске Садик в Сестрорецке Садик в Тярлево Садик в Янино Садик во Всеволожске Садик на Богатырском Садик на Бухарестской Садик на Капитанской Садик на Комендантском Садик на Коммуны Садик на Корзуна Садик на Косыгина Садик на Приморском Садик на Российском Садик на Светлановском Садик на Северном Садик в Горелово Мини-сад Няня на час

от 0 до 3

0-1 года 1-2 года 2-3 года Ранний старт Монтессори "Особый ребёнок"

от 3 до 7

Подготовка к школе 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Английский язык Бальные танцы Капоэйра Лего-конструирование Логопед
Петербурговедение Психолог Студии Творчества Театральная студия Тхэквондо Ушу Французский язык Хореография Шахматы

от 7 до 12

Английский язык Бальные Танцы Капоэйра Лего-конструирование Логопед Петербурговедение Психолог Студии Творчества Театральная студия Тхэквондо Ушу Французский язык Хореография Шахматы

Взрослым

Аренда Выходной для мамы Кинотерапия Консультация психолога Мастер-классы Спорт Тренинги

Праздники

Аниматоры Выпускные Дед Мороз День Рождения Наши спектакли Новый год Новый год Азимут Сотрудничество
Специальные предложения Эксклюзивные программы

Отдых

Летняя дача Болгария Лагерь в Петергофе Лагерь в Северодвинске Лагерь в Тярлево Лагерь в Янино Лагерь во Всеволожске Лагерь на Богатырском Лагерь на Капитанской Лагерь на Комендантском Лагерь на Коммуны Лагерь на Корзуна Лагерь на Косыгина Лагерь на Приморском Лагерь на Российском Лагерь на Светлановском Наши Мероприятия

Филиалы

Северодвинск

Беременным

Педиатрический блок Акушерский блок Vip-программа Аквааэробика Дополнительные услуги Йога Наши ФОТО Послеродовая гимнастика Правила беременным Программа "Кесарево" Психологический блок Расписание занятий Товары Упражнения Цигун Фитнес

Контакты

Магазин