Сказкотерапия
«Без чего невозможно детство?» – спросите Вы. И сами сможете ответить на этот вопрос: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого раннего детства. Сначала это простые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», позже - волшебные: «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Золушка», «Дикие лебеди». Сказка проста, говорит с малышом на понятном ему языке, и в то же время сказка загадочна. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции.
Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам: добрый или злой, хороший или плохой - в стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним.
Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Вместе с героем ребёнок отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается за справедливость. Так незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры.
|
К сожалению, сейчас очень многие родители жалуются, что ребёнок неуправляемый, агрессивный, тревожный, не умеет сосредоточиться. Психологи, работая с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, выявили, что причина этих нарушений - в потере смысла жизни. А чтобы обрести смысл жизни, ребёнку нужно выйти за пределы собственных границ, понять, что он очень значим для своей семьи и для окружающих, что в дальнейшем он может внести свой вклад в мир и сделать его лучше.
Именно сказка способствует обретению смысла: даёт пока ещё маленькому человечку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность.
Как обо всём этом поведать ребёнку? Как сделать так, чтобы он извлёк необходимые для жизни «сказочные» уроки?
В этом нам поможет сказкотерапия! Мало прочитать сказку, важно её прожить! Как это?
На одном из занятий мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки. Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства, эмоции, страхи и найти модель работы с ними.
Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им управлять, посадив на верёвочку. И тогда страх перестаёт быть чем-то бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.
Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд, растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать, кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности, не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и спасают Кая. Важно, что в роли Кая и Герды побывал каждый из детей.
В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?
Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо!
Мы привели в пример одно путешествие, но форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, сказки можно рисовать, сказки можно сочинять. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и многое другое….Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!